Как успешно сдать TOEFL? Стратегия подготовки к TOEFL Listening (часть 2)

listening-comprehentionВ прошлой статье про подготовку к языковому экзамену TOEFL мы говорили об общих стратегиях подготовки и секции чтения (Reading). Сейчас настало время обсудить Listening, или аудирование. На кону очередные 30 баллов.

Как подготовиться к TOEFL Listening?

Описание секции TOEFL:

Аудиорование TOEFL разбито на 2 или 3 блока (если текстов на чтение было 3, то будет и 3 блока аудирования; а если было 4 текста, то блоков будет 2).

В каждом блоке 3 записи (это будут и лекции преподавателей, и диалоги). К каждой записи 5-6 вопросов. Пока вы слушаете текст (минуты 3 в среднем), на экране у вас какое-то абстрактное изображение из учебной жизни, иногда траскрипция сложных терминов. Это значит, что вопросов вы не знаете. У вас есть под рукой листик и карандаш, поэтому можно делать пометки.

Когда аудио заканчивается, начинает обратный отсчет 10-минутный таймер. Будьте внимательны, эти 10 минут вам даются, чтобы ответить на вопросы ко всем трем аудиофрагментам блока, т.е. в среднем чуть больше трех минут на ответы к одной лекции.  Или же около 35 секунд да 1 вопрос. Благо, что диктор еще и читает вопрос, так вот это время фактически не учитывется, т.е. еще плюс 5 секунд.

Еще один нюанс: к прошлым вопросам (в отличии от секции Reading) вы вернуться не можете. Выбираете ответ, подтверждаете его и переходите к следующему вопросу.

Быстрая стратегия подготовки к TOEFL Listening

strategy-toefl-listeningЕсли вы начнете читать книги про подготовку к аудированию TOEFL, то только ленивый не скажет вам, что самое главное — это уметь быстро делать записи. А я вот возьму и скажу, что все это bullshit. Пока вы будете усиленно стараться зафиксировать мелкие детали, вы упустите основные идеи. Кроме того, 35 секунд на вопрос не позволяют долго рыться в своих записях. Поэтому совет №1: попробуйте два варианта (делать записи или нет) и сравните ощущения и результаты.

Особенность TOEFL в том, что это, кроме языкового компонента, тест на умение абстрактно мыслить. Он содержит разные типы вопросов, но, как правило, это вопросы более общего плана, на понимание цели разговора, основных идей.

Практически после каждого текста первый вопрос на то,  какова была основная цель беседы или лекции. Много вопросов об отношении говорящего к сказанному. Много об умении понять связи в тексте. И мало на детали.  Поэтому если у вас довольно неплохая память, то порой лучше просто стараться запомнить сказанное, уделять внимание причинно-следственным связям.

Итак, быстрая стратегия подготовки:

1) Найдите тренировочный тест и проделайте его.

2) Отметьте те ошибки, что вы сделали и проанализируйте, какой тип вопросов вам дается сложнее всего:

A. Bacis comprehention

1) Main Idea (чаще всего в лекциях. Из предложенных вариантов выбирайте тот ответ, который общо описывает лекцию, а не концентрируется на одной из деталей)

2) Main Purpose (чаще в диалогах. Вам нужно понять, с какой проблемой обращается студент к кому бы то ни было)

3) Major Details (вот здесь иногда нужны записи. Если в тексте есть перечисление или сравнение факторов, то сделайте пометки)

B. Pragmatic Understanding (как правило, в этих вопросах участок текста проигрывается заново, а вам нужно ответить, что имелось в виду)

4) Undersanding of Function of What is Said (обращайте внимание на контекст, например, фраза you don’t need to tell me about buses может значить и что-то вроде «да, я понимаю вашу проблему», и что-то вроде «не надо этих оправданий»)

5) Understanding the Speaker’s attitude (очень внимательно следите за интонацией говорящего, часто там может быть ирония, поэтому смысл сказанного будет меняться)

C. Connection Information (это как раз-таки вопросы про причинно-следственные связи)

6) Understanding Organization (это чаще всего вопросы к лекциям. Например, почему профессор упоминает Х, в каком порядке, зачем он приводит этот пример в вступлении/заключении)

7) Connecting Content (как правило, это вопросы на связь двух явлений из текста. Типа что если, то …)

8) Making Inferences (коварные вопросы типа, на что намекает профессор, говоря Х. Что, возможно, сделает студент после разговора?)

 3) Когда вы нашли свою ахиллесову пяту, приступайте к слушанию с «прицелом» на конкретный компонент.  Скажем, скачиваете несколько записей и слушаете их, уделяя большее внимание чему-то одному:

  • Если у вас проблемы с пониманием деталей, то тогда, возможно, стоит потренироваться записывать или запоминать именно фактический материал: кто, что, кому, куда, сколько и т.д.
  • Если сложности с пониманием прагматики, внимательно следите за интонацией и за реакцией (как правило, профессора) на просьбы и вопросы студента. Обращайте внимание на то, что имелось в виду.
  • Если сложности с пониманием связей в тексте, то при прослушивании в голове или на бумаге старайтесь рисовать схему, как соотносятся перечисленные факторы между собой.

Другие фишки: при слушании используйте правило monkey’s guessing, мы его описывали в прошлой статье.

Книги по подготовке к TOEFL Listening: к сожалению, их сложно найти в отечественных интернет-магазинах. На помощь придет или Amazon, или (заранее прошу меня простить) торренты.

Во время экзамена обращайте внимание на некоторые указующие слова:

Opinion (I think, It appears that, It is thought that)
theory (In theory)
inference (therefore, then)
negatives (not, words that begin with “un,” “non,” “dis” “a”)
fillers (non-essential information) (uh, er, um)
reasons (because, since)
results (as a result, so, therefore, thus, consequently)
examples (for example, such as)
comparisons (in contrast, than)
an opposing idea (on the other hand, however)
another idea (furthermore, moreover, besides)
a similar idea (similarly, likewise)
restatements of information (in other words, that is)
conclusions (in conclusion, in summary)

Медленная стратегия подготовки к TOEFL Listening

тойфл-пониманиеИтак, если до теста еще далеко, то тогда есть смысл медленно и верно развивать нужные навыки. Среди них:

A. Общее понимание речи

Если вы только-только начали учить английский язык, то начните занятия с аудиокурсом (например, Assimil American English). А затем постепенно переходите к слушанию подкастов на английском языке. Если вы уже на неплохом уровне, то первый этап можно пропустить. В целом подойдет такая классика, как записи Voice of America. Они бесплатные, их много, они бывают на разные темы.

Еще возможные источники: TED, Coursera, CNN и пр.

После прослушивания записей отвечайте для себя на вопросы:

  • О чем в целом был репортаж?
  • Какова основная проблема? Были ли перечислены дополнительные проблемы?
  • Какое предлагается решение?
  • Какие приводятся аргументы?
  • Что влияет на что?

Поначалу можете отвечать на эти вопросы исключительно для себя и даже по-русски, если вам так удобно. Потом старайтесь делать это письменно, так как это полезный навык и для секции Writing.

B. Понимание скрытых смыслов

Это, пожалуй, самое сложное. Вам нужно за словами увидеть скрытое послание. В этом могут помочь фильмы, потому что вы можете догадаться о значении фраз по реакции персонажей. Только желательно предпочитать «разговорные» фильмы, т.е. драмы, мелодрамы, комедии.

Хотя в современных пособиях в рамках коммуникативной методики (Headway, New English File, Lifestyle, Cutting Edge и др.) с уровня B1 уже будут аудиофайлы, которые так или иначе тренируют эти компоненты.

Обязательно обращайте внимание на интонации.

C. Понимание связей

Такое упражнение поможет одновременно улучшить и Reading, и Listening.

Порядок действий такой:

1) берете академический текст, маркером выделяете ключевые слова и термины. А затем прослеживаете, какие между ними есть связи. Например, утверждение А подтверждается фактами В и С.

2) ставите вопрос «зачем?» к каждому параграфу текста. Зачем автор организует вступление/заключение таким образом? Зачем этот абзац? Зачем этот пример? Зачем это описание?

3) подумайте, какой тип связи существует между идеями: сравнение двух опций, пошаговое развертывание идеи, перечисление аргументов за или против, описание причины и следствия.

Суть в том, что будь академический текст и лекция строятся по схожему сценарию. Умение работать с текстом как таковым, «выцеживать» из него информацию — это в принципе ключевой академичский навык. Как и навык видеть отношение говорящего к высказываемой информации.

D. Практика, практика, практика

Наверное, очень банальный совет. Просто постарайтесь найти как можно больше тестов. И раз уж у вас есть время, иногда уделяйте его именно TOEFL Litening. Постоянный контакт с заданиями позволит установить дружеские отношения 🙂

А про Writing and Speaking читайте в следующих статьях. Про Reading мы уже писали.

Ну, а если чувствуете, что не осилите TOEFL сами, Wille School всегда рад помочь. Три пробных урока бесплатно:

Комментарии:

Добавить комментарий